Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

Конкурентный и монопольный рынки

Страница 1

Рыночная экономика способна эффективно функционировать только в условиях наличия конкуренции между участниками рын­ка: товаропроизводителями, продавцами, предпринимателями, т.е. всеми, кто поставляет и предлагает к продаже свои товары. В бо­лее широком плане конкуренция распространяется на сопернича­ющие в борьбе за покупателей, за сбыт товаров на рынке целыми отраслями, регионами, странами. Конкуренция представляет са­мый сильный способ возбуждения субъектов хозяйственной дея­тельности. Наличию конкуренции мир обязан ростом качества продукции и сдерживанием цен. Строго говоря, вне конкуренции подлинно рыночная экономика не способна существовать, рынок вырождается как таковой, если на нем разные продавцы не облада­ют возможностью выставить на продажу близкие по виду товары.

Согласно общепринятому определению конкуренцияесть состя­зание, соперничество между разными производителями или про­давцами, а в общем случае — между любыми субъектами, агента­ми экономической деятельности в борьбе за рынки сбыта, за наи­более выгодные условия продажи или покупки товаров и услуг на рынках с целью получения более высоких доходов, прибыли, дру­гих выгод.

Теория конкуренции и представления о ее роли в регулирова­нии рыночных цен и рыночных отношений зародились несколь­ко сот лет тому назад в рамках классической политической эко­номии. Адам Смит впервые высказал утверждение о ключевой роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со сторо­ны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам форми­рует цену равновесия величины спроса и предложения, известную под названием равновесной цены.

В дальнейшем представление о конкуренции значительно рас­ширилось и углубилось, в результате чего выделились разные виды конкуренции, различающиеся, прежде всего, по признаку уровня концентрации на рынке соперничающих между собой продавцов однородного товара. Произошло расчленение общего понятия «конкуренция» на две его разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция». При этом характерно, что А.Смит, Д. Рикардо и другие первые исследователи конкуренции имели в виду в большей мере совершенную конкуренцию, тогда как несовершенная конкуренция стала объектом последующих ис­следований, в итоге возникло представление о многих разновидностях конкуренции.

Совершенная конкуренция, именуемая также чистой, идеальной, подразумевает соблюдение следующих условий:

— наличие на рынке столь большого количества конкурирующих продавцов однородного товара и его покупателей, что ни один из продавцов не обладает способностью навязывать свою «ценовую» волю покупателям, так как они могут приобрести тот же то­вар у других продавцов;

— свободный вход на рынок и выход из него продавцов и покупателей (отсутствие ограничений для проникновения на рынок и уход с него);

— отсутствие внешнего контроля над ценами и ценового принуждения;

— доступность для каждого участника рынка информации о ценах, спросе и предложении товара.

Идеальный рынок, соответствующий указанным условиям, представляет своеобразный эталон, мысленную конструкцию, так что совершенную конкуренцию можно считать абстрактной моделью, к которой в той или иной степени способен приближаться реальный рынок.

Несовершенная

конкуренция,

как явствует из ее названия, представляет вид конкурентной борьбы в условиях, заметно отличающихся от тех, которые характеризуют совершенную, чистую, идеальную конкуренцию. Несовершенная конкуренция разделяется на несколько разновидностей, отражающих в основном степень монополизации рынка, определяемую количеством конкурирующих продавцов близких по типу товаров.

Монополистическая конкуренция, наиболее близкая к

совершенной, характеризуется достаточно большим количеством продавцов и покупателей, свободным входом на рынок и выходом из него. Основное отличие от совершенной конкуренции заключается в дифференцировании товаров, предлагаемых покупателям конкурирующими фирмами, представленными на рынке. Тем самым конкуренты способны привлекать покупателя не только ценой, но и отличительными свойствами, качеством товара, видами обслуживания.

Страницы: 1 2

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен