Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

Принципиальная схема взаимодействия компонентов и структур системных трансформаций

Страница 4

В тяжелых экономических условиях и при остром инвестиционном голоде рост экономики может быть обеспечен выбором ограниченного числа приоритетных отраслей, производств, сфер с учетом природного, трудового и научно-технического потенциала страны, а также радикально­го реформирования инвестиционной политики, в первую очередь правовой основы привлечения иностранных инвестиций. Этим определяется необходимость проведения двух крупных мер до­стижения экономического роста: структурных преобразований и реформирования инвестицион­ной сферы.

Компоненты каждого из этих блоков тесно связаны не только между собой, но и с компо­нентами другого блока и образуют общую единую систему. Так, с микроэкономическими бло­ками связь бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики осуществляется прежде всего через цены, которые являются компонентом микроэкономической подсистемы, а их рост, как и инфляция, - макроэкономической подсистемы. Как они связаны с бюджетной и денежно-кре­дитной политикой, было рассмотрено выше. Добавим, что если бы цены были нерыночными, то денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика не сыграла бы той стабилизационной роли, какую она играет в рыночной экономике. И наоборот, без рыночных цен было бы невозможно поддерживать рыночное равновесие и сокращение бюджетного дефицита.

Другая «темная» связь между блоками двух уровней - это связь между бюджетной поли­тикой и приватизацией собственности. Дело в том, что с широкой приватизацией собственности меняется бюджетная политика: сокращаются размеры субсидий, дотаций из бюджета, бюджет существенно освобождается от инвестиционных нагрузок, и вообще меняется финансово-бюд­жетная политика, исходя из перехода экономики на частные сбережения и инвестиции.

Достижение макроэкономической стабилизации позволяет сменить приоритеты экономи­ческой политики и правительственной программы - теперь приоритетами становятся увеличе­ние производства, оживление и подъем экономики. Здесь важную роль будет играть успешное решение проблем финансовой системы, в том числе платежей, и налоговой системы, бюджетной и денежно-кредитной политики.

Решение проблемы разделения финансов государства и предприятий вынуждает последних работать на прибыль, на эффективность, ориентироваться на собственные финансовые ресурсы, а проблемы неплатежей - к пополнению оборотных средств и оживлению спроса, которые вы­зовут увеличение предложения товаров и услуг.

Бюджетная политика может решить проблему государственных инвестиций определенных сфер, производств, регионов, субсидий и субвенций, изменения спроса населения за счет изме­нения госзакупок.

Но на инвестиции, а значит, и на экономический рост главным образом влияет денежно-кредитная политика через ставки процента:

I = I (г),

где г - ставка процента, I - функция инвестиции.

Политика роста предложения денег снизит ставку процента и увеличит инвестиции, а по­литика ограничения - наоборот.

Инвестиции и рост объемов производства во многом будут зависеть от налоговых реформ, от регулирования доходов и рыночных цен, от хода и способов приватизации собственности. На­пример, снижение налогов стимулирует инвестирование экономики и экономический рост.

Меры политики доходов тесно связаны не только с инфляцией, но и с объемом производства и с занятостью. Высокие доходы ведут к росту производительности труда, и поэтому фирмы, которые платят своим рабочим более высокую зарплату, работают более эффективно. А рост производства увеличивает занятость и доходы населения. Но это в условиях низкого уровня ин­фляции.

Таковы контуры системных преобразований постсоветской экономики в рыночную и укруп­ненные связи их основных компонентов.

Таким образом, системные преобразования постсоветской экономики в рыночную должны базироваться на взаимосогласованном реформировании достаточно большого количества взаи­мосвязанных и взаимно дополняющих друг друга компонентов (механизмов) системы экономи­ческого регулирования и развития. Однако задача заключается в разумном сужении их количества, сосредоточении усилий на относительно небольшом числе главных направлений макроэкономи­ческого регулирования и микроэкономических рыночных отношений. Такими ведущими звенья­ми реформ могут быть:

• финансовая система, включая налоговую;

• бюджетная политика;

• денежно-кредитная политика;

• политика доходов;

• отношения собственности;

• ценообразование;

• структурно-инвестиционная политика, привлечение иностранных инвестиций.Ведущая роль этих компонентов макро- и микроэкономики в системных преобразованиях

Страницы: 1 2 3 4 5

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен