Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

Годы углубления системного экономического кризиса: институциональная и производственная «ловушка»

Страница 10

Для реального изменения макроэкономической политики и развития и укрепления част­ной собственности первостепенное значение имело послание президента народу Казахстана на 1995 год и постановление «О мерах по активизации дальнейшего проведения экономической реформы», подписанное президентом 20 января 1994 года. Конечно, перед властью поставлены в основном те же задачи: макроэкономическая стабилизация посредством жесткого регулирования денежной массы и стабилизация бюджета, ускоренное развитие приватизации госсобственнос­ти.

'Пузанов Ю.Е. Казахстан: этапы экономического развития. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М., 1995. С. 23.

Новой задачей можно назвать либерализацию экономики посредством устранения контро­ля над ценами и товаропроизводителями. Раньше эти задачи ставились лишь на бумаге, не имея шанса быть реализованными, поскольку для их решения власть не располагала реальными де­нежно-кредитными инструментами, да и не хватало профессионализма, тем более все наши эко­номические невзгоды можно было свалить на российскую власть. Теперь никакие оговорки не принимались, нужно было делать реальные шаги и получать реальные результаты.

Важным позитивным шагом власти по реализации программных мер была отмена государ­ственного контроля над ценами энергоносителей, ряда сырьевых и так называемых социально значимых товаров'Я опубликовал в «Казахстанской правде» статью, где доказывалась несовместимость параллельного существования свободных и фиксированных цен и необходимость либерализации всех цен. Этим актом был устранен один из безотказно действовавших с 14 мая 1992 года источников периодического роста инфляции. Факты казахстанской экономики показали, что либерализованные цены растут гораздо медленнее. Это подтверждается данными России, где через несколько месяцев после начала реформы цены на энергоносители и ряд сырьевых и соци­ально значимых товаров тоже были взяты под жесткий контроль государства. В 1992 году регули­руемые государством цены на энергоносители в Казахстане выросли в 55 раз, а средний рост цен на промышленную продукцию в целом - лишь в 34 раза. За 9 месяцев 1993 года в России, когда цены на энергоносители стали более свободными, они выросли только в 6,4 раза, тогда как цены на промышленную продукцию - в целом в 7,4 раза.

Немаловажными являются такие меры, принятые правительством в 1994 году, как предо­ставление предприятиям полной свободы хозяйственной деятельности, существенное сокраще­ние перечня лицензируемых и квотируемых как при экспорте, так и при импорте товаров, про­даваемых за национальную валюту, пересмотр таможенных пошлин в сторону снижения и др. Кроме того, начались реальные реформы в налоговой, бюджетной и банковской системах, улуч­шения применения иностранных инвестиций. Все это сыграло положительную роль в сдержива­нии роста бюджетных расходов и денежной массы.

Однако все эти меры были половинчатыми, степень государственного регулирования эко­номики оставалась достаточно высокой. Поэтому правительству не удалось спасти экономику от обвального ее падения в 1994 году. Именно на этот год приходится пик спада производства, который начался в Казахстане в 1989 году. С тех пор этот год был поистине самым тяжелым годом для экономики Казахстана.

Встретившись с ускоряющимся спадом производства и лавинообразным ростом взаимных неплатежей между предприятиями, а также между предприятиями, с одной стороны, и государ­ственным бюджетом - с другой, в феврале 1994 года правительство для решения этой острейшей проблемы провело под руководством нового первого вице-премьера А. Кажегельдина взаимоза­чет. В принципе, в проведении взаимозачета, т.е. в расчете друг с другом по долгам, пуская в ход все имеющиеся у них активы, нет ничего предосудительного и нерыночного. И инициировать его могло только правительство, ведь неплатежи происходили, в конечном счете, по его вине. Во-первых, одним из главных источников неплатежей был государственный бюджет. По моим расчетам, выполненным в то время, неуплата одного тенге из бюджета предприятиям могла обер­нуться народному хозяйству неплатежами в сумме 10—15 тенге Есентугелов А. Переход к экономическому росту требует неотложного решения проблемы неплатежей. Проблемы стабилизации и развития экономики. Алматы: Еылым, 1997 В России тогдашний министр экономики Я. Уринсон считал, что один рубль, неуплаченный из бюджета, превращается в не­платежи в сумме 15 рублей. Во-вторых, только по вине правительства не был принят закон о банкротстве и не был введен механизм несостоятельности предприятий, у которых кредиторская задолженность сильно превышала дебиторскую, не происходили поглощения и слияния пред­приятий. В-третьих, из-за бездействия власти хозяева предприятий искусственно создавали и на­ращивали неплатежи, бартер, правительство, по существу, отстранялось от выполнения одной из своих прямых и важных функций - контроля за использованием предприятиями финансовых ресурсов.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен