Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

Бюджетная реформа

Основная проблема бюджета - это его размеры относительно ВВП, структура расходов и доходов бюджета, размеры и источники погашения бюджетного дефицита. От правильного решения этих вопросов зависят темпы роста экономики, их устойчивость, динамика и уровень таких параметров, как инфляция, обменный курс, внешний долг государства и др. Во всем мире каждая страна решает ее по-своему, руководствуясь некоторыми общими правилами, в зависимости от того, какой концепции экономического роста, бюджетной политики, решения социальных проблем придерживается ее правительство.

В Казахстане, как и во всех постсоветских странах, эти проблемы возникли только в связи с получением государственной независимости и переходом к рынку. Поэтому бюджетная система, как и вся переходная экономика, проходила сложный путь становления. Сложность была связана с тем, что,

· во-первых,

в обществе сложилось убеждение, что все социально-экономические про­блемы должны решаться за счет государственного бюджета

, и теперь было очень сложно быстро изменить этот стереотип. Да и самому правительству тоже нелегко было отвыкнуть от этого механизма и осознать: нечто построенное им теперь будет разрушаться на глазах.

· Во-вторых,

в условиях стремительного падения производства источники бюджетных доходов таяли на глазах. Формировать бюджет даже по самым строгим законам рынка было очень сложно.

· В-третьих,

катастрофически не хватало компетентных в этой области кадров.

· В-четвертых,

многие страны в мире добивались экономических успехов как при достаточно больших размерах бюджетных расходов, так и при самых низких их уровнях к ВВП. Разброс стран по размерам бюджетных расходов к ВВП был широк. Для страны, только что покинувшей советскую систему, где бюджет решал все, соблазн иметь высокие бюджетные расходы был велик. Между тем переход к рынку даже на переходном этапе предполагает массовое перераспределение всех ресурсов, в том числе и финансовых. Их всегда мало в любой стране, но в Казахстане их было ничтожно мало. В то же время большое давление на государство оказывало общество, вынудив правительство пойти на увеличение расходов на социальные нужды.

В такой ситуации Казахстан не смог составить бюджет, близкий к реальности как по размерам, так и по структуре расходов, причем сбалансированный в пределах дефицита. В 1992-1993 годах расходы консолидированного бюджета составляли 60-65% ВВП. Приоритетными оставались социальные расходы и поддержка народного хозяйства. В силу того, что обеспечение такого размера бюджета доходами за счет налоговых поступлений было нереальным (сбор налогов в 1993 году достигал только 60%, а в 1994 году - 40% от расчетного), бюджет составлялся и исполнялся с огромным дефицитом, достигшим одной трети ВВП.

Дефицит бюджета покрывался из трех источников: внешнего заимствования - до 70%, рынка ценных бумаг, т.е. продажи государственных казначейских облигаций, - до 15% и из кредитов Нацбанка.

Официальный дефицит не превышал 10% ВВП. Дело в том, что в доходную часть включались поступления, не имеющие никакого отношения к налогам и платежам налогового типа: выручка от приватизации, иностранные займы, прибыль Нацбанка, поступления от внебюджетных фондов и даже кредиты НБК правительству. Их сумма к общему доходу составляла в 1993 году 49%, а в 1994-м - 67%. В 1994 году правительством было введено директивное кредитование народного хозяйства из ресурсов НБК, минуя бюджет государства, что являлось явным нарушением бюджетной системы и искажением бюджетных расходов и дефицита.

Только в 1995-м и 1996 году правительство начало разрабатывать более четкую бюджетную систему и приводить расходы бюджета к уровню 30% ВВП и ниже путем существенного изменения структуры бюджета, сокращения расходов на социальные нужды и народнохозяйственного инвестирования. Более или менее современный вид бюджет принял в 1998-1999 годах. В центре баталий при его рассмотрении теперь были лишь размеры финансирования отдельных частей бюджета, концепция формирования размеров и структуры доходной части, источники покрытия бюджетного дефицита: за счет внешнего или внутреннего заимствования. Общие расходы государства вплоть до 2003 года не превышали 21-22% ВВП. В 1999-2001гг. в Казахстане работал проект USAID для сената КЗ, который проводил анализ бюджетных отношений. Данный проект также дал рекомендации к реформированию фискальной и бюджетной системы и приведению его к мировым стандартам.

Важными моментами качественного изменения бюджетной системы было принятие Бюджетного кодекса и создание Казначейства, освобождение доходной части от последней неналоговой статьи - поступления от приватизации госимущества. В 2004 году произошел переход к среднесрочному бюджетному планированию. Все это привело бюджетную систему Казахстана в соответствие с принципами рыночной экономики.

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен