Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

Стратегия индустриально-инновационного развития

Страница 1

В свете изложенного задачи по обеспечению конкурентоспособности казахстанской эко­номики, по кардинальному изменению ее структуры в пользу обрабатывающей про­мышленности так, чтобы увеличились доли готовой продукции с высокой добавленной стоимос­тью в ВВП и экспорте, становятся все более актуальными и насущными задачами государства и общества.

Этого можно достичь, опираясь на следующую стратегическую линию: умеренное разви­тие добычи и рациональное использование своих истощаемых природных ресурсов, особенно нефти, с одной стороны, и создание современной развитой промышленности, выпускающей кон­курентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, высокотехнологичную и наукоемкую про­дукцию с высокой добавленной стоимостью. Именно такая стратегия укрепит фундамент казах­станской экономики, мало зависящей от конъюнктуры мирового рынка сырья.

Казахстану в силу сложившихся посттрансформационных условий предстоит не просто провести структурные преобразования, а приступить к коренной модернизации всей обрабаты­вающей промышленности, которая предполагает:

• коренное обновление производственного аппарата этого сектора, т.к. на подавляющем большинстве его предприятий ресурсы практически выработаны, и не представляется возмож­ ным выпуск ими конкурентоспособной продукции;

• кардинальное изменение структуры экономики за счет ускоренного развития производ­ ства конкурентоспособной и экспортно ориентированной готовой продукции с высокой добав­ ленной стоимостью, особенно высокотехнологичной и наукоемкой, повышение ее доли в ВВП и в экспорте;

• обеспечение сектора высококвалифицированной рабочей силой, высокопрофессиональ­ ными специалистами, менеджерами.

Как добиться достижения этой стратегии? Нужно ли было вести специальную промышлен­ную политику в виде Стратегии индустриально-инновационного развития, которая была принята в начале 2003 года?

Безусловно, выбирать, где, как и какие производства развивать - дело исключительно част­ного бизнеса. Сам рынок будет подсказывать частному бизнесу наиболее выгодное направление развития экономики. Не доверять ему было нельзя, т.к. частный бизнес сам несет весь риск, сам рискует собственными деньгами. Частные предприниматели будут вкладывать свои средства в те направления, в каких движется мировая экономика, туда, где они смогут получать максимальную прибыль. Их не заставить вкладывать средства в неприбыльные производства. Правительство могло бы помочь им в развитии инфраструктуры, создании благоприятного делового и инвести­ционного климата, а также обучением кадров, принятием некоторых мер стимулирования разви­тия производства, отвечающим целям стратегии страны.

По тому, как складывается ситуация с реализацией стратегии, нетрудно убедиться, что не следовало принимать ее как специальную промышленную политику в традиционном ее понима­нии. Мы видим, что лишний раз подтверждается тезис: лучшая промышленная политика - это отсутствие всякой промышленной политики. Следовало бы прислушаться к мнению лауреата Нобелевской премии по экономике М. Фридмена: «Рынок мудрее любого правительства». Миро­вой практикой уже доказано: всякая промышленная политика связана с неэффективным протек­ционизмом.

Однако правительство, видя отсутствие деловой активности частного бизнеса, приняло Стратегию индустриально-инновационного развития до 2015 года, которая превратилась в обыч­ную промышленную политику, реализуемую посредством определения приоритетных отраслей и использования широкого спектра различных льгот и преференций, во многом противоречащих принципам и условиям функционирования рыночной экономики. Льготы предоставляются через закон об инвестициях, через институты развития, создание СЭЗ, выделение из бюджета льготных кредитов и субсидий, мотивируя все это тем, чтобы производства стали конкурентоспособными. Для реализации стратегии в современных условиях, если уж мы не можем обходиться без про­текционизма, должны были быть приняты принципиально иные приоритеты и механизмы под­держки, согласующиеся с принципами и условиями функционирования рыночной экономики.

Следовало бы создать при правительстве группы экспертов из числа не только чиновни­ков, но и ученых и специалистов, которые отбирали бы окончательные инновационные проек­ты, проекты по производству экспортно ориентированной и конкурентоспособной продукции на базе представленных предложений заявителей, с обоснованием и заключением независимых (частных) экспертов. Можно было бы принять меры по стимулированию возникновения частных экспертных институтов, созданию условий, благоприятствующих развитию частных фондов, осуществляющих венчурное инвестирование в высокотехнологичные и наукоемкие секторы эко­номики, разработать механизм конкурсного финансирования научных исследований и разрабо­ток и коммерциализации новейших технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен