Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

Региональные бюджеты- главная финансовая база региональных органов власти.

Страница 2

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов регио­нальных бюджетов. Таким образом, в число этих доходов входят:

• процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;

• дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;

• субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго оп­ределенные цели;

• средства, полученные из вышестоящего бюджета в про­цессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой сис­темы» в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стои­мость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйст­ва, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закре­пленных доходов. По объему и экономическому значению регули­рующие доходы занимают ведущее положение в доходах регио­нальных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в по­вышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их доходов (несмотря на отчисления от регули­рующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами ре­гиональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают у региональных органов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает их воздействие на выявление экономических резервов в подведомственном им хо­зяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и суб­венции, полностью исключить их как методы наделения регио­нальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При фор­мальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из выше­стоящих бюджетов. В целом это приведет к осложнению в финан­сировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средства­ми. Представляется, что дотация может иметь место в тех насе­ленных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических па­мятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориаль­ное формирование доходов. Местные же источники не в состоя­нии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить го­рода и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назна­чением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.

Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического по­тенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации яв­ляются основными факторами увеличения числа и объема регио­нальных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой ин­фраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоян­но увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение доходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Страницы: 1 2 3

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен