Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

Развитие межбюджетных отношений

Страница 2

СУБСИДИЯ (англ. subsidy, фр. subside) - бюджетные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам - предпринимателям с целью экономического воздействия на развитие их деятельности и финансовой поддержки, исходя из проводимой государством экономической политики. Кроме того, С. предоставляются определенным слоям населения в соответствии с законодательством в порядке оказания помощи с целью стимулирования потребления. В некоторых странах практикуется С. на конкурсной основе, с установлением определенных условий (напр., с условием, что часть средств на цели, под которые выделяется С. из федерального бюджета, должна предусматриваться в бюджете субъекта федерации). В США были случаи, когда штаты, получавшие право на С. по конкурсу, отказывались от нее в связи с тем, что у них не было возможностей для выполнения таких условий. С, предоставляемые на определенных условиях, называются «условными» или «обусловленными». С. иногда могут предоставляться в натуральной форме. Субсидирование может быть прямым и косвенным. К косвенному относится, например, предоставление государством различных льгот, регулирование цен в ущерб бюджету. Термин «субсидия» часто употребляется и как наиболее общее понятие, означающее выделение средств из бюджета одного уровня бюджету др. уровня в различных формах (без их конкретизации).

СУБВЕНЦИЯ (англ. subvention) - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы с указанием срока использования. Если С. выделяется с указанием и дополнением условий, она называется «обусловленной СУБВЕНЦИЕЙ». В случае не израсходования С. в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого С. была получена. Чаще С. предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым федеральным и региональным программам. По мере того как в РФ все в большей степени будет происходить переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования, можно ожидать расширения сферы применения С. и на текущие расходы. В странах с развитой рыночной экономикой (США, Италия, Германия, Япония и др.) метод выделения бюджетных средств в форме С. получил широкое распространение.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличие исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города – исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Страницы: 1 2 3

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен