Финансовая система

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения.

«Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации».

Страница 2

• административных распоряжений, постановлений, адресу­емых субъектам регионального воспроизводственного про­цесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуа­цию;

• правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);

• рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­гического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы уп­равления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффек­тивное решение всех проблем, возникающих в процессе регио­нального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздей­ствии на процесс регионального воспроизводства — через эконо­мические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как на­логи, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без пря­мого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая за­интересованность и ответственность предприятий и организа­ций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении за­дач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономи­ческого потенциала, так и способностью к саморазвитию в усло­виях новых экономических отношений. Производственно-отрас­левые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инве­стиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это оп­ределяет уникальность региональной ситуации в России, слож­ность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответ­ствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регио­нального бюджетов.

Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установле­нию и поддержанию связей между производителями и потреби­телями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального со­отношения между спросом и предложением.

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каж­дым уровнем государственной власти.

Различают заказы общегосударственного (федерального) и ре­гионального (субъектов РФ) уровней.

Основные принципы и порядок формирования, финансиро­вания и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональ­ное правительство или иные органы соответствующего уровня ис­полнительной власти определяют заказчиков. Те от имени го­сударства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое раз­деление полномочий по формированию портфеля заказов и рас­поряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице со­здает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.

Страницы: 1 2 3

История финансов

О будущем можно одно сказать с уверенностью – мы не знаем что нас ждет. В XX веке американцы активно инвестировали в акции, основной доход был получен благодаря изменению курсовой стоимости акций...

Народная мудрость

"Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки."

"Банк - это место. где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны."

Фраза дня

От спекуляций на бирже следует воздерживаться в двух случаях: если у вас нет средств, и если они у вас есть.

Марк Твен